Всё об охлаждающих жидкостях (антифризах) VAG G11, G12, G13, G12 evo

DD — Dрифтер в DУше

Как выбрать охлаждающую жидкость и чем различаются антифризы VAG
Допуски VW (G11) TL 774-C, (G12) TL 774-D, (G12+) TL 774-F, (G12++) TL 774-G, (G13) TL 774-J, (G12evo) TL 774-L
(обновлено 27.04.2023)

Уважаемые читатели, мы уверены, что многие из вас задавались вопросом как правильно выбрать моторное масло для вашего двигателя, но правильный выбор охлаждающих жидкостей тоже играет очень важную роль для двигателя, и в этой статье вы узнаете в чём различия современных охлаждающих жидкостей, а также какую выбрать для вашего двигателя.

Если говорить коротко и по делу, то для всех двигателей VAG сейчас актуален только один антифриз G12evo, и да, он действительно самый лучший. А в чём отличия, как развивалась технология и почему G12evo самый лучший и какие доступные альтернативы у него есть, описано ниже.

1. Как выбрать правильно выбрать антифриз по составу и цвету

Многие считают что антифризы делятся на два типа: сине-зелёные и красно-фиолетово-розовые, одни для чугунных двигателей, другие для алюминиевых, но это совершенно не так и всё несколько сложнее. Помимо охлаждения двигателя антифризы также несут и ряд других функций, крайне важных для надёжной и долгой работы двигателя, поэтому основные задачи любой охлаждающей жидкости двигателя можно описать как:

  1. Охлаждение блока двигателя и поршневой группы, а также поддержание оптимальной температуры работы двигателя;
  2. Защита компонентов двигателя и системы охлаждения от накипи, коррозии и кавитации ( а значит и защита от повреждения поршневой группы);
  3. Смазывание и защита механических узлов системы охлаждения, сохранение эластичности шлангов и других резиновых элементов;
  4. Охлаждающая жидкость не должна выкипать и замерзать при низких температурах, именно поэтому её основу составляют различные спирты.
Читайте также:  Поклейка защитной пленки на фары Фольксваген Поло / Volkswagen Polo

Для выполнения этих задач в состав охлаждающих жидкостей включены спиртовая основа и присадки (пример на основе концентрата ОЖ, поэтому воды так мало), а цвет жидкости просто помогает более наглядно понять, что за состав у конкретного антифриза:

  • Предотвращение закипания
  • Предотвращение замерзания
  • Защита от износа
  • Тепловой носитель
  1. Этиленгликоль (токсичен)
  2. Пропиленгликоль (экологичен)
  3. Глицерин (экологичен)
Пакет присадок
  • Защита от коррозии ДВС неорганическими присадками:
    • Плюсы: Силикаты отлично защищают алюминий, а нитриты и молибдаты крыльчатку помпы и мокрые гильзы от кавитации в нагруженных двигателях;
    • Минусы: покрывают всю поверхность двигателя защитным слоем и ухудшают теплопередачу между охлаждающей жидкостью и деталями ДВС, при этом в процессе работы этот слой разрушается и заполняет систему охлаждения осадком с абразивными частицами (менять надо часто);

  • Защита от коррозии ДВС органическими присадками:
    • Плюсы: органические действую локально и изолируют только очаги коррозии, поэтому у теплообмен у таких ОЖ лучше, а расход активных компонентов ниже (можно менять антифриз хоть раз в 5 лет), также не образуют осадка;
    • Минусы: плохо справляются с кавитацией, не столь эффективны в защите алюминия от коррозии

  • Неорганические присадки (традиционные), а именно соли неорганических кислот:
    • нитриты,
    • нитраты,
    • силикаты,
    • фосфаты,
    • молибдаты,
    • амины,
    • бораты.

  • Органические присадки (карбоксилатные), а именно карбоновые кислоты и соли:
    • себациновая кислота,
    • 2-этилгексановая кислота,
    • бензойная кислота,
    • азелаиновая кислота,
    • толилтриазол,
    • меркаптобензотиазол.
Вода

Отсюда возникает вопрос, какой антифриз выбрать, с органическими или неорганическими присадками? Поэтому предлагаю разобрать, какие типы охлаждающих жидкостей бывают с химической точки зрения. Традиционные исключительно на неорганических ингибиторах коррозии имеют крайне короткий срок жизни и откладывают осадки в двигателе, поэтому их перестали применять уже с 90-ых годов. Поэтому выбор остаётся между карбоксилатными, гибридными и лобридными (лёгкими гибридами):

Типы охлаждающих жидкостей Основа Состав Срок службы Примечания
и возможные обозначения
Возможные цвета
Традиционные
IAT (Inorganic Acid Technology)
Неорганические
В основе этиленгликоль и неорганические ингибиторы коррозии Содержат:
  • Фосфаты
  • Нитриты
  • Нитраты
  • Амины
  • Силикаты
  • Бораты
  • Молибдаты
1-2 года Устаревшие и уже не применяются в первичной заливке в двигатели автомобилей с 90-ых годов Синий
Карбоксилатные
OAT (Organic Acid Technology)
Органические
В основе этиленгликоль и только органические (карбоксилатные) ингибиторы коррозии НЕ содержат:
  • Фосфаты
  • Нитриты
  • Нитраты
  • Амины
  • Силикаты
  • Бораты
  • Молибдаты
150 000 км — 250 000 км
или 3-5 лет
  • Carboxylate,
  • LLC (Long Life Coolant),
  • ELC/XLC (Extended Life Coolant),
  • SNF (Silicate Nitrite Free),
  • SF (Silicate Free)
Ярко-красный
Оранжевый
Гибридные
HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)
В основе этиленгликоль, органические (карбоксилатные) ингибиторы коррозии, а также неорганические добавки. В Европе добавляют:
  • Силикаты

В США добавляют:

  • Нитриты

В Азии добавляют:

  • Фосфаты
60 000 км — 150 000 км
или 2-3 года
Гибридные ОЖ отлично противодействуют кавитации благодаря наличию неорганических солей (нитритов, фосфатов, силикатов, боратов, молибдатов), чем не могут похвастаться OAT антифризы.
  • Hybrid Technology,
  • NF (Nitrite Free)
Зелёный,
Синий,
Бирюзовый,
Жёлтый
Лобридные
(Low-Hybrid Organic Acid Technology)
Малогибридные
SiOAT (силикатные)
NOAT (нитритные)
POAT (фосфатные)
В основе этиленгликоль (лобриды gen1) или этиленгликоль с глицерином (лобриды gen2), органические (карбоксилатные) ингибиторы коррозии, а также неорганические добавки в меньших количествах и новых пропорциях. Содержат:
  • Фосфаты
  • Нитриты
  • Нитраты
  • Амины
  • Силикаты
  • Бораты
  • Молибдаты
250 000 км — 500 000 км или 5-10 лет Новейшие антифризы, где органика разбавлена малой долей неорганических добавок. Это позволило лучше защищать алюминиевые детали двигателя от коррозии и повысить температуру кипения до 135 градусов Цельсия.
  • Lobrid (произв. Arteco)
  • SOAT (произв. BASF)
Ярко-красный
Сиреневый

Исходя из этой таблицы видно, что технология разбавления карбоксилатной органики неорганическими ингибиторами является наиболее технологичным решением, которое позволяет наиболее эффективно защищать двигатель от кавитации, коррозии и отложений на протяжении достаточно внушительного срока эксплуатации в 250 000 км или 5 лет, как минимум.

А чтобы понимать почему производители выбирают в качестве ингибиторов коррозии разные неорганические добавки, давайте посмотрим, чем они различаются и почему в новейшем антифризе G12evo к силикатам добавили фосфаты:

Неорганические присадки Положительные стороны Минусы
Силикаты (Si)
  • Ингибитор накипи и коррозии
  • Лучшая защита алюминия от коррозии
  • Создаёт быстрый защитный слой на узлах системы охлаждения двигателя
  • Быстро вырабатываются
  • Имеют абразивные свойства
  • Образуют гели
Фосфаты (P)
  • Обеспечивает защиту алюминия и стали от коррозии
  • Обеспечивает защиту от кавитации (важно для высокофорсированных двигателей)
  • Быстро вырабатываются
  • Неустойчивы
  • Образуют осадки и отложения
Молибдаты (Mo)
  • Обеспечивает защиту алюминия и стали от коррозии
  • Обеспечивает защиту от кавитации
  • Токсичны
Нитриты (N)
  • Обеспечивает защиту от коррозии
  • Лучшая защита от кавитации (важно для высокофорсированных двигателей)
  • Быстро вырабатываются
  • Токсичны
Бораты (B)
  • Обеспечивает защиту стали от коррозии
  • Ингибитор накипи и коррозии
  • Токсичны

2. Охлаждающие жидкости Volkswagen, какие бывают и в чём отличия

Характеристики, состав и маркировки оригинальных охлаждающих жидкостей для автомобилей концерна Фольксваген регламентируются внутренним заводским стандартом TL 774 (где TL — Technical Supply Specification). Я позволю себе называть эти документы допусками, по аналогии с моторными маслами, по тому как суть у них одна и та же.

Впервые этот стандарт (техническая спецификация) была внедрена в 1973 году и обрастала различными дополнениями и нововведениями, таким образом, что на данный момент существует 6 действующих подразделов, каждый из которых описывает отдельно взятый антифриз:

Допуск Обозначение Цвет Применение Состав и описание Срок службы
TL 774-C G11
с 1994 года
действующий
сине-зелёный для всех типов двигателей, в том числе и легкосплавных

не подходит для высокотемпературных нагруженных ДВС этиленгликоль + органические присадки (карбоксилаты) + неорганические присадки (силикаты от 500 до 680 мг/л)
Технология: HOAT (гибрид на основе силикатов)
образует плёнку на всех поверхности деталей двигателя 60 000 км /
2 года TL 774-D G12
с 1996 года
отменённый стандарт красный для всех типов двигателей, в том числе и легкосплавных

не подходит для медных и латунных радиаторов этиленгликоль + органические присадки (карбоксилаты)
Технология: OAT первого поколения
образует плёнку только на участках коррозии деталей ДВС, обеспечивает гораздо более лучший теплообмен чем у G11 150 000 км /
3-5 лет TL 774-F G12+
с 2000 года
действующий фиолетовый для всех типов двигателей, в том числе и полностью алюминиевых этиленгликоль + органические присадки (карбоксилаты)
Технология: OAT второго поколения 150 000 км /
3-5 лет TL 774-G G12++
с 2005 года
действующий фиолетовый для всех типов двигателей, в том числе и полностью алюминиевых этиленгликоль + органические присадки (карбоксилаты) + неорганические присадки (силикаты от 400 до 500 мг/л, что в меньшем кол-ве, чем в G11)
Технология: SiOAT (лобрид 1 поколения) 250 000 км /
5 лет TL 774-H G12++DL бесцветный используется для заводских тестов этиленгликоль + органические присадки (карбоксилаты) + неорганические присадки (силикаты от 400 до 500 мг/л, что в меньшем кол-ве, чем в G11)
Технология: SiOAT (лобрид 1 поколения) TL 774-J G13
с 2008 года
действующий фиолетовый для всех типов двигателей, в том числе и полностью алюминиевых

Более экологичный этиленгликоль + 20% глицерин + органические присадки (карбоксилаты) + неорганические присадки (силикаты от 400 до 500 мг/л, что в меньшем кол-ве, чем в G11)
Технология: SiOAT (лобрид 2 поколения) 250 000 км /
5 лет TL 774-L G12 evo
с 2019 года
действующий фиолетовый для всех типов двигателей, в том числе и полностью алюминиевых водный раствор этиленгликоля + новый состав органических присадок (карбоксилатов) и неорганических присадок (силикатов и фосфатов)
Технология: PSiOAT, SiOAT (лобрид 3 поколения) 250 000 км /
5 лет

Как видно из описания состава, основой почти всех антифризов VAG служит этиленгликоль (C₂H₆O₂) — это двухатомный спирт, который как раз и обеспечивает ту самую незамерзаемость антифриза, имеет маслянистую консистенцию, не имеет запаха и обладает сладковатым привкусом. Вещество токсично, но не проявляет химической активности к алюминию и нержавеющим сталям.

Особняком стоит антифриз G13, в основе которого лежит тот же этиленгликоль (C₂H₆O₂), но с глицерином (С₃H₈O₃) — простейший трёхатомный спирт, который абсолютно нетоксичен.

Таким образом VAG-овцы пытались показать свою экологичность и заодно найти применение глицерину, как побочному продукту при производстве биотоплива. Вроде бы всё красиво, однако топовые марки концерна, такие как Porsche, Lamborghini, Bugatti, Bentley и MAN не одобрили применения G13 в двигателях своих моделей из-за ухудшения свойств работы антифриза, в частности снижения эффективности теплоотвода и нестабильности ингибиторов коррозии (а именно силикатов).

Поэтому на данный момент лучшими вариантами антифризов являются G12++ и G12 evo. Если же в вашем авто залит G13, то следует не только перейти на более эффективный и стабильный G12++ или G12 evo, но проверить свой бачок ОЖ на наличие силикатного патрона и вот почему.

2.1. Антифриз G13, его особенности и расширительный бачок с силикагелем

Как я написал выше, основой антифриза G13 служит этиленгликоль, в который добавляют 20% глицерина (мы говорим про концентрат, до смешивания с дистиллированной водой). Глицерин стали добавлять исключительно для того, чтобы избавиться от этого самого глицерина «на весь срок службы авто», вместо того, чтобы его утилизировать. это исключительно европейские идеи борьбы за экологию, но тут есть и другая сторона медали: глицерин снижает эффективность антифриза на уровне теплоотвода.

Но надо понимать, что при условии заливки «на весь срок службы» мы так или иначе столкнёмся с вымыванием силикатов из состава антифриза, но что такое силикаты, а также другие неорганические добавки (для расширения кругозора), и что они представляют в антифризах?

Как видно из свойств силикатов (таблица в разделе 1), они быстро вырабатываются, а значит никак не могут существовать весь срок службы двигателя, при этом увеличение количества силикатов также недопустимо, так как они ещё имеют и абразивные свойства. Поэтому в Фольксвагене придумали такую штуку, как силикатный патрон, который на протяжении всего периода эксплуатации должен восполнять количество силикатов в антифризе. Схема устройства силикатного патрона отображена на схеме ниже, он находится прямо внутри расширительного бачка охлаждающей жидкости:

Чтобы определить наличие силикатного патрона, нужно внимательно посмотреть на бачок. На расширительном бачке G13 с силикатным патроном также есть надпись «Mit Silikat», что в переводе с немецкого означает «с силикатом». Силикатный патрон — это мешочек с силикагелем, который имеет свойство. разрываться. гениально, но факт.

Ещё раз повторим, что силикатный патрон тут нужен для того, чтобы обновлять концентрацию силикатов в антифризе G13, которые со временем расходуются в процессе эксплуатации, а ингибиторы коррозии в антифризе «на весь срок службы» всё-таки нужны. Вот такое вот элегантное решение. Однако, как мы знаем, силикагель это шарики, достаточно твёрдые для того, чтобы забить контуры системы охлаждения и соты радиаторов. не трудно представить какая беда происходит в случае разрыва этого пакетика, и с какими последствиями для двигателя.

Поэтому, как я уже написал выше, следует отходить от использования антифриза G13 в пользу более стабильных и эффективных G12++ и G12 evo. В случае, если у вас расширительный бачок с силикагелем, то его необходимо заменить на бачок без силикатного патрона, и перейти на антифриз на основе этиленгликоля. Радиаторы и переборка двигателя стоят дороже: вымыть из радиаторов разбежавшийся силикагель, практически невозможно.

3. Таблица смешиваемости антифризов VAG G11, G12, G12+, G12++, G13 и G12evo

Поговорим о том, какие антифризы взаимозаменяемы и какие можно смешивать друг с другом. Для этого ниже можно увидеть таблицу, в которой в верхней строке написаны антифризы первичной заливки в автомобиль, то есть это то, что должно быть в автомобиле с завода. В левом столбце указан перечень антифризов, которые мы добавляем в то, что уже находится в автомобиле (верхняя строка).

Так, например, мы видим, что в G11 (который начали заливать в автомобили с 1994 года) запрещается добавлять G12, но при этом все остальные антифризы можно, а скажем, в новейший G12 evo (который начали заливать в автомобили с 2019 года) рекомендуется добавлять только G12evo, но при этом допускается смешивание с другими антифризами в небольших пропорциях. Это связано с тем, что при добавлении в G12evo других антифризов, его топовые характеристики будут ухудшены.

В первичную заливку
(строку >)
доливаем
столбец (ниже)
VW TL 774-C
(G11)
с 1994 года
VW TL 774-D
(G12)
с 1996 года
VW TL 774-F
(G12+)
с 2000 года
VW TL 774-G
(G12++)
с 2005 года
VW TL 774-J
(G13)
с 2008 года
VW TL 774-L
(G12 evo)
с 2019 года
VW TL 774-C (G11) Можно Запрещено Допускается Допускается Допускается Допускается
VW TL 774-D (G12) Запрещено Можно Допускается Допускается Допускается Допускается
VW TL 774-F (G12+) Можно Можно Можно Допускается Допускается Допускается
VW TL 774-G (G12++) Можно Можно Можно Можно Можно Допускается
VW TL 774-J (G13) Можно Можно Можно Можно Можно Допускается
VW TL 774-L (G12 evo) Можно Можно Можно Можно Можно Можно

Также из всего вышесказанного можно сделать абсолютно правильный вывод, что в идеале с 2019 года в любом двигателе VAG, независимо от того какой антифриз был залит до этого с завода, стоит полностью заменить его на новейший G12evo.

4. Оригинальные антифризы VAG с каталожными номерами

Ниже приведена таблица каталожных номеров для заказа оригинальных охлаждающих жидкостей VAG. На данный момент концерн Volkswagen в качестве поставщиков оригинальных охлаждающих жидкостей сотрудничает с компаниями BASF и Haertol (обе из Германии).

Источник

Оцените статью
Авто Блог