Мебель вместо машин: печальная судьба калужского VW

Проблема оставленных бывшими хозяевами автозаводов время от времени будоражит умы наших беспокойных сограждан. Она мутной пеной всплывает на поверхность экономического болота из темных глубин, потревоженных очередным маловменяемым инсайдом.

Вот, к примеру, недавно один очень авторитетный телеграм-канал опубликовал письмо неких работников калужского завода, принадлежавшего VW, а ныне перешедшего под юрисдикцию холдинга «Авилон». Они жалуются, что новые хозяева рулят по их разумению куда-то не туда. Мы взяли на себя смелость несколько подредактировать текст письма.

Риторический вопрос

«Новый собственник, судя по всему, не заинтересован в производстве автомобилей на заводе. И занимает производственные площади, готовя их под другие виды деятельности, не имеющие отношения к автомобильному производству», — пишут работники завода. Милые мои, родные! Ну а чего вы хотели-то?

Кстати, этот же вопрос хочется адресовать и уважаемым коллегам из СМИ, нечувствительно расстраивающимся по поводу закрытия или перепрофилирования некогда жизнеспособных автопроизводств: а вы на что рассчитывали, любезные, и куда смотрели последние десять лет? Ведь никто, за редчайшим исключением, не задавался целью выяснить, почему в России иностранцы организуют лишь сборочные заводы, работающие в лучшем случае по технологии CKD, а как правило — вообще SKD.

Между прочим, нынешние проблемы имеют корни именно там. Портал «АвтоВзгляд» уже показывал на примере завода Toyota в Шушарах, что производственные линии, заточенные под отверточную сборку, годятся только для выпуска тех моделей, под которые изначально спроектированы. И если модельный ряд снимается с производства, то оборудование в лучшем случае продается, а в худшем — отправляется на металлолом.

Читайте также:  Ремонт коммерческих автомобилей Volkswagen

Где деньги, Зин?

Калужские заводчане тем временем продолжают свою скорбную песнь: «Так, например, таможенный пост на территории завода и часть логистики в скором времени будут заниматься приемом и оформлением леса из Карелии. Будет приходить на завод по ж/д путям необработанная древесина, а отправляться на экспорт в Китай уже обработанная. В кузовном цехе установлены вязальные станки для намотки веревки на специальные крючки, к работе на этих станках привлечены работники завода, в добровольно-принудительном порядке. Эта работа выполняется в интересах агрохолдинга „Авилон“ расположенного в г. Людиново Калужской области.

Работники сборочного производства вынуждены работать на тракторах и заниматься покосом травы и удобрением почвы. Работники лакового производства занимаются „ландшафтным дизайном“ на территории завода. Кроме всего, специалистам со стажем по 10—15 лет предложили стать уборщиками, мыть полы, окна и туалеты. Еще предлагают работать овощеводами в агрохолдинге „Авилон“ в Людиново, выращивать и собирать огурцы и помидоры».

Источник

«Авилон» встает на промышленное шасси

Немецкий автопроизводитель Volkswagen продал все свои активы в России, включая автозавод в Калуге, структуре российского дилера «Авилон», говорится в сообщении компании.

Volkswagen в Калуге был запущен в 2007 году в режиме крупноузловой сборки, а еще через два года заработал по полному циклу. Его мощность — 225 тыс. автомобилей в год, в 2021 году на предприятии было выпущено 118 тыс. машин. Там производились модели Volkswagen Tiguan и Polo, а также Skoda Rapid. После начала военной операции России на Украине работа площадки была приостановлена. Производитель также приостановил поставки автомобилей на российский рынок.

Немецкая компания продала доли в «Фольксваген Груп Рус» (владеет калужским заводом) и ее дочерние структуры («Фольксваген Компоненты и Услуги», «Скания Лизинг», «Скания Финанс», «Скания Страхование»). Помимо производственных предприятий в Калуге сделка распространяется на компанию-импортера (бизнес по продажам и послепродажному обслуживанию), склад запчастей и бизнес в сфере финансовых услуг, включая всех задействованных сотрудников, отмечает пресс-служба.

Покупателем выступила компания ООО «Арт-Финанс» «при поддержке» «Авилона», указано в сообщении Volkswagen. По данным СПАРК, эта компания с уставным капиталом 100 тыс. руб. зарегистрирована 13 февраля 2023 года и на 100% принадлежит бывшему гендиректору «Авилона» Андрею Павловичу (ушел в отставку с этой должности в прошлом декабре). В мае компания зарегистрировала три домена, в том числе autogrouprussia.ru, но они пока не действуют. Представитель «Авилона» отказался от комментариев.

Что известно про «Авилон»

«Авилон» — крупный российский автодилер с портфелем из 44 брендов, включая немецкие Volkswagen и Mercedes-Benz, китайские Chery, Changan, Haval, FAW, Exeed, Chery, Changan, Haval, Geely, Voyah, OMODA и Tank, а также «Москвич». По итогам 2021 года группа продала 36,6 тыс. автомобилей, выручка составила 154 млрд руб. Около 90% группы в равных долях принадлежат Александру Варшавскому и Камо Авагумяну.

«С регистрацией сделки право собственности на доли в уставном капитале ООО «Фольксваген Груп Рус» и его дочерних обществ переходит от продавцов к покупателю», — отметили в немецкой компании. В Volkswagen добавили, что сделка была одобрена российскими властями. По данным «Интерфакса», решение было вынесено 17 апреля, а сумма сделки должна составить не более €125 млн (около 11,3 млрд руб. на день одобрения; 10,8 млрд руб. по курсу ЦБ на 19 мая). При этом для проведения расчетов «Авилону» нужно будет приобрести валюту на внутреннем рынке, а сумма покупки ограничена лимитом €50 млн в сутки, указывал собеседник агентства. В сообщении Volkswagen сумма сделки не указана.

В начале марта источники РБК рассказали, что «Авилон» стал основным претендентом на покупку калужского завода Volkswagen. Но вскоре стало известно о том, что суд арестовал почти все имущество немецкой компании в России из-за иска группы ГАЗ Олега Дерипаски. Она потребовала от VW выплатить ей почти 15,6 млрд руб. — в такую сумму группа оценила свои убытки после решения немецкого концерна расторгнуть договор о контрактной сборке автомобилей Skoda и VW в Нижнем Новгороде. Через месяц суд снял арест с этих активов. Представитель VW Ирина Лихачева в суде оценивала их стоимость в 47,5 млрд руб.

Минпромторг окажет новому собственнику «всестороннюю поддержку» для скорейшего перезапуска производственной площадки в Калуге, сообщили в пресс-службе ведомства в пятницу, 19 мая. В конце апреля вице-премьер Денис Мантуров говорил РБК, что сейчас ведется работа по поиску индустриальных партнеров, с которыми «Авилон» будет организовывать производство на заводе в Калуге. По его словам, речь идет о компаниях из Юго-Восточной Азии. Один из возможных партнеров — китайский автоконцерн Chery, писала газета «Коммерсантъ». 18 апреля губернатор Калужской области Владислав Шапша опубликовал в своем Telegram фотографии со встречи с менеджментом Chery на Международном автосалоне в Шанхае. «Презентуем инвестиционный потенциал калужского автокластера. Вижу живую заинтересованность китайских партнеров в выходе на российский рынок. Обсуждаем возможности глубокой локализации производства у нас», — написал тогда он. «Россия является одним из важнейших рынков для Chery. Мы никогда не переставали думать о проекте по локализации, это тесно связано со стратегическим развитием Chery в России, — заявил президент Chery International Чжан Гуйбин 21 апреля на пресс-конференции в китайском городе Уху с российскими СМИ. — Chery International продолжает изучать возможности и предложения с производственных площадок в целях выбора наилучшего решения для данного проекта. Мы рассматриваем разные пути сотрудничества: собственный завод Chery, завод на условиях партнерства». РБК направил запрос в пресс-службу Chery.

«Авилон» — второй дилер, покупающий завод иностранного автопроизводителя, решившего покинуть Россию после начала военных действий на Украине. В октябре 2022 года стало известно о том, что «Автодом» покупает подмосковный завод Mercedes в Есипово, который был открыт в 2019 году и тоже приостановил работу весной прошлого года. Эта сделка была завершена в конце апреля 2023 года. Тогда Минпромторг сообщал, что вместе с покупателем прорабатывает варианты привлечения партнеров для перезапуска производственной площадки в Московской области.

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, из-за ухода с рынка иностранных компаний и проблем с поставкой импортных комплектующих для оставшихся производств общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2022 году упали на 58,8%, до 687,37 тыс. штук.

Источник

Сход-развал калужского «Фольксвагена» или Почему новый собственник никак не запустит завод

Опубликованное на прошлой неделе в одном из профильных ТГ-каналов анонимное письмо вызвало очередной скандал.

Как мы уже писали, авторы письма обвинили новое руководство в «сливе» автопроизводства и перепрофилировании автогиганта в деревообрабатывающее предприятие.

До шумных забастовок дело не дошло, однако «успокаивать» общественность пришлось даже министру экономического развития региона.

Так что же на самом деле: завод отправили на свалку или поставили на яму в автомастерской?

Мы решили разобраться в вопросе подробнее.

Поговорили с разными источниками – официальными и нет, анонимно и открыто, но в итоге выяснили, почему для работников столь чувствительны сегодня любые телодвижения руководства в ту или иную сторону и что на самом деле происходит на предприятии.

Реанимация пациента

Для начала пробежимся по истории вопроса.

Сердце автогиганта – главный конвейер – было остановлено в начале марта 2022 года. Около четырех тысяч работников отправились на вынужденный простой. На рабочих местах осталось порядка 200 сотрудников. В основном это работники бухгалтерии и бригады, поддерживающие функциональность цехов предприятия.

Руководство «Фольксвагена» несколько раз продлевало режим простоя, выплачивая при этом две трети заработка рабочим. Через год, в мае 2023-го, Volkswagen Group Rus было продано крупнейшему российскому автодилеру, компании «Авилон».

Спустя месяц название автогиганта сменилось. Теперь предприятие называется AGR Automotive Group.

Смена вывески совсем не причуда нового хозяина, она могла позволить успешнее реанимировать автомобильное производство, заведя в цеха новых инвесторов. Однако, не все так гладко происходит.

Технические сложности перепрофилирования конвейера и всех цехов под выпуск тех же китайских марок автомобилей – процесс сложнейший. Педантичные немцы выстроили очень тонкую и сложную цепочку производства, малейший сбой в которой приводит к остановке всего конвейера.

Взять, к примеру, окраску авто. Это не просто пульверизатором побрызгать. Процесс состоит из нескольких этапов. Один из них – катафорез, грунтовка поверхности с помощью электролиза. Так вот, огромные ванны, в которых «купали» остовы будущих иномарок, и система прокручивания в них авто рассчитана лишь под формат немецких марок. Сегодня эти огромные резервуары пусты. И как приспособить их под другие авто пока неясно. И таких технических сложностей огромное количество.

Впрочем, хоть это и тот еще геморрой, но все решаемо. Однако не меньше проблем возникает при согласовании прочих юридических, логистических, таможенных и иных вопросов.

Здесь, стоит отметить, что купивший фолькс «Авилон» не новичок в автобизнесе. Эта компания основана в 1992 году в Москве и специализируется на продаже элитных иномарок. «Авилон» является одним из основных поставщиков автомобилей для Управления делами Президента.

Сегодня новый собственник ищет не только возможность запуска «сердца» — главного конвейера — но и способы снизить издержки от простоя предприятия.

Лесопилка? Да бросьте

Основной посыл опубликованного в интернете анонимного письма сводится к одному пассажу:

«Новый собственник, судя по всему, не заинтересован в производстве автомобилей на заводе. И занимает производственные площади готовя их под другие виды деятельности не имеющие отношения к автомобильному производству».

Кстати, кто написал это письмо – неизвестно до сих пор. Представители профсоюзов калужского предприятия, а их целых три, сказали нам, что не знают авторов.

Тем не менее официальная реакция на анонимные заявления последовала.

Как мы уже писали, министр экономического развития Калужской области, заместитель губернатора Владимир ПОПОВ, запросил комментарий у собственника. В AGR Automotive Group опровергли размещаемую в соцсетях информацию.

— AGR Automotive Group продолжает активную работу над возобновлением автомобильного производства на площадке в Калуге, — процитировал Владимир Попов ответ собственника. — Ведутся переговоры с потенциальными технологическими партнерами, и компания уже достигла первых договоренностей, о которых будет официально объявлено в ближайшее время.

Между тем, слухи о лесопилке на заводе упорно ходят среди сотрудников уже больше месяца. Их подогрело размещение на участке сборки неких станков.

Об имеющихся у руководства планах по переработке леса и установленных станках высказался и представитель профсоюза АСМ. Однако представитель другого профсоюза разжевал нам ситуацию подробно

— По лесу – проект существует, но не в таком формате, как он описан в известном письме, — рассказывает лидер профсоюза «Единство» Дмитрий ТОЛЧЕННИКОВ. — Просто из-за того, что у нас есть таможенный пост, лес будет приезжать, «таможиться» и уезжать дальше. Никакой лесопилки на заводе не будет. Просто будут сдавать в аренду площади.

Станки в кузовном цехе также, как оказалось, не имеют отношения к деревообработке.

Они, действительно, стоят, на них предполагается производить продукцию, необходимую агрохолдингу. Однако, это лишь один из проектов, призванный снизить убытки от простоя.

Нервозность и слухи Дмитрий Толченников видит в «не до конца выстроенных коммуникациях».

— Если руководство говорит, например, давайте предложим 15 сотрудникам временно плести сети, то после прохода этой информации через все руководящие цепочки, до рабочих доходит: завтра 15 человек должны пойти плести сети, — объясняет Дмитрий. — Отсюда и вся нервотрёпка.

Она, кстати, опосредовано может повлиять и на сложные переговоры о будущем завода.

Вся эта ситуация наглядно показала чувствительность любого инфоповода вокруг сегодняшнего положения бывшего завода «Фольквагена» в Калуге. Это видно невооруженным взглядом — даже при малейшем интернет-вбросе приходится подключать тяжелую артиллерию в виде целого замгубернатора.

Чего боятся сами работники

В личных беседах сотрудники бывшего Фольксвагена очень неохотно высказываются по поводу ситуации на заводе. Страх потерять место велико. Ведь несмотря на простой, им выплачивают неплохие деньги. Кроме того, многие устроились на другие предприятия Калуги, даже на оборонные. Кто-то работает по договору, совместительству или на условиях самозанятости.

Но при этом все ждут, когда автозавод пустит свой главный конвейер. Лелеют надежду вернуться.

Однако несмотря на страхи, нашлись люди, которые согласились поговорить с нами и поделиться наболевшим.

— Две трети платят, прибавили в мае даже, но все равно, это как на чемоданах сидеть и ждать поезда, — поясняет на условиях анонимности один из работников завода. – Я подрабатываю таксистом, в принципе хватает, но что дальше-то будет?

Опасения сотрудников касаются и туманности будущего, и снижения заработка, и прерывистость стажа при переходе на другие проекты.

— Для нас главное, чтобы у людей при таких предложениях не было снижения базового заработка, чтобы соблюдались все условия по охране труда, — рассказал Дмитрий Толченников. — И чтобы работник, подписывая такие документы, был максимально осторожен и внимателен, понимал риски. Потому что все переходы между профессиями несут их.

В мае, кстати, сотрудникам, действительно, выплатили большую сумму, чем раньше. Это нам подтвердили несколько работников. Дело в том, что собственник посчитал майский простой «по вине работодателя», а не как раньше – «по независящим причинам». Поэтому плюс у разных работников варьируется и доходит до 10 тысяч рублей.

И сегодня все три профсоюза требуют продолжения выплат за простой «по вине работодателя».

Профсоюзы завода сейчас также выясняют нарушен ли коллективный договор, правильно ли оформляются так называемые доп. соглашения с сотрудниками, контролируют новые инструкции по охране труда.

Такая активность, по словам представителей профдвижения, стала неожиданностью для нового собственника. Придется ему с этим считаться.

В заключение

Все говорит о том, что новый собственник, безусловно, пытается восстановить автопроизводство и до его пуска старается удержать автозавод на плаву.

Среди планов был и проект выпуска 3500 автомобилей, которые в разной степени готовности стоят на территории бывшего Фольксвагена в Калуге. Однако, по мнению представителей одного из профсоюзов, эта идея тупиковая.

Менеджеры ищут новые возможности.

А головное руководство предприятия, вместе с руководством Калужской области решают вопросы «схода-развала» автогиганта. И чем дольше этот процесс будет длиться, тем выше вероятность того, что подобные скандалы и вбросы повторятся. Нет лучшей почвы для слухов, чем неопределенность.

Самые важные новости Калуги и области. Оперативно, интересно, объективно. Подписывайтесь на наш телеграм канал @kp40ru.

Источник

Оцените статью
Авто Блог