Легковой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)

Вопрос

К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль и какой код ОКОФ?

Ответ

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относятся к третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й амортизационной группе или к 5-й амортизационной группе.

Данные о типе транспортного средства, объеме двигателя, разрешенной массе указываются в ПТС (паспорте транспортного средства).

Обоснование

К третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

К коду ОКОФ 310.29.10.2 относятся:

— 310.29.10.2 Автомобили легковые

— 310.29.10.21 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые

— 310.29.10.22 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые

— 310.29.10.23 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые

— 310.29.10.24 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие

К четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые малого класса для инвалидов) (код ОКОФ 310.29.10.24)

К пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса) (код ОКОФ 310.29.10.24).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

К пятой амортизационной группе относятся, в том числе и автомобили высшего класса.

Нормативные документы применяют понятие «автомобили высшего класса» (например, ОКОФ, Классификация основных средств. ), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств» . В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

В отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A, B, C, D, E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):

✔ Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.

✔ Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 – 3,9 м, шириной 1,5 – 1,7 м.

✔ Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 – 4,4 м, ширина — 1,6 – 1,75 м.

✔ Средний класс (D) — длина 4,4 – 4,7 м, ширина 1,7 – 1,8 м.

✔ Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 – 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

До 2017 года

(с 01.01.2017 изменилось нормативное регулирование вопроса)

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Советуем прочитать

Грузовой автомобиль — Относится к амортизационным группам в зависимости от грузоподъемности и типа. Большая их часть грузовых автомобилей относятся к 3 – 5 амортизационным группам.

Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Нормативный документ, в котором виды основных средств распределены по амортизационным группам (10 амортизационных групп). Нормативный документ, который представляет собой основной классификатор основных средств в России.

Публикации

Типовая ситуация: Амортизационная группа для автомобиля (Издательство «Главная книга»), СПС КонсультантПлюс

Источник

ОКОФ: код 310.29.10.2

310.29.10.2 — Автомобили легковые

Расшифровка

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 310.29.10.2
Наименование: Автомобили легковые
Дочерних элементов: 4
Амортизационных групп: 1
Прямых переходных ключей: 1

Подгруппировки

Группировка 310.29.10.2 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки

  1. 310.29.10.21 — Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые
  2. 310.29.10.22 — Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые
  3. 310.29.10.23 — Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые
  4. 310.29.10.24 — Средства автотранспортные для перевозки людей прочие

Амортизационные группы

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.2 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Третья группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно

Переходные ключи

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
153410010 Автомобили легковые 310.29.10.2 Автомобили легковые

Дата актуализации классификатора: 07.03.2023
Официальный источник данных: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

ОКФС ОК 013-2014 (СНС 2008) — Общероссийский классификатор основных фондов с расшифровкой и поиском
© okof2.ru июль 2017 — июль 2023

Источник

Амортизация легкового автомобиля в 2023 году

В налоговом и бухучете стоимость купленного легкового автомобиля списывается в расходы через амортизацию. Об имеющихся способах начисления амортизационных платежей пойдет речь в нашей статье. Приведем формулы и разберем их на конкретных примерах.

Автотранспортные средства относят к различным амортизационным группам в зависимости от их класса, объема двигателя, назначения и ряда других параметров.

Выбор амортизационной группы влияет на определение в налоговом учете срока полезного использования вводимых в эксплуатацию автомобилей (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Для легковых автомобилей (код ОКОФ 310.29.10.2) предусмотрены следующие амортизационные группы:

• пятая, к которой относят автомобили легковые большого (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего классов;

• четвертая, к которой относят автомобили малого класса для инвалидов;

• третья, которая включает все остальные легковые автомобили.

В налоговом учете срок полезного использования (СПИ) легковушки необходимо определить по Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. В бухучете обычно применяют тот же СПИ, хотя Классификация для этих целей необязательна (ст. 258 НК РФ, п. 9 ФСБУ 6/2020).

Срок полезного использования легкового авто в зависимости от его характеристик может составлять свыше 3 и до 10 лет включительно.

Прочие легковые автомобили

310.29.10.22

Вид автомобиля ОКОФ ОК 013-2014 Амортизационная группа Срок полезного использования
Автомобили легковые большого (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего классов 310.29.10.24 Пятая Свыше 7 лет до 10 лет включительно
Автомобили малого класса для инвалидов 310.29.10.24 Четвертая Свыше 5 лет до 7 лет включительно
Третья Свыше 3 лет до 5 лет включительно

Норма амортизации для легкового транспорта в налоговом учете зависит от выбранного способа амортизации, который прописан в учетной политике фирмы. Применяют два варианта нормы амортизации.

При линейном методе ее определяют по формуле:

(1 / Срок полезного использования авто в месяцах) * 100%.

Для нелинейного метода установлена конкретная норма для каждой амортизационной группы (п. 5 ст. 259.2 НК РФ). Для легковушек применимы следующие нормы:

Третья 5,6 Четвертая 3,8 Пятая 2,7

В бухгалтерском учете используют следующие методы начисления амортизации (п. п. 35, 36 ФСБУ 6/2020):

• пропорционально количеству продукции (объему работ).

Способ списания стоимости по сумме чисел лет СПИ ФСБУ 6/2020 не предусмотрен.

Первый или второй способ применяют к легковушкам, для которых срок полезного использования определен периодом, третий — когда СПИ установлен в натуральных единицах.

По группе однородных объектов амортизация должна начисляться одним способом (п. 34 ФСБУ 6/2020). То есть, что если в компании есть два легковых автомобиля, то амортизироваться они должны одним способом: нельзя, например, начислять амортизацию по одному автомобилю линейным способом, а по второму – способом уменьшаемого остатка.

Амортизацию начисляют с даты признания легковушки в составе основных средств или с первого числа месяца, следующего за месяцем признания. При этом допуск машины к участию в дорожном движении и выпуск его на линию возможны только после государственной регистрации. На ее осуществление дается 10 дней со дня приобретения транспортного средства. Поэтому компания должна сама определить, с какого момента автомобиль становится пригодным к использованию в соответствии с намерениями руководства и с какого момента она начнет его эксплуатировать. Это решение будет определяющим для установления даты принятия автомобиля к учету в составе основных средств и даты начала начисления амортизации по нему.

Линейный способ

При линейном способе подлежащая амортизации стоимость легковушки погашается равномерно в течение всего СПИ.

Ежемесячную сумму амортизации считают по формуле (п. 35 ФСБУ 6/2020):

Сумма амортизации за месяц = Балансовая стоимость ОС на начало месяца –

Ликвидационная стоимость ОС / Оставшийся СПИ на начало месяца.

Способ уменьшаемого остатка

Способ уменьшаемого остатка позволяет списать большую часть стоимости легковушки в начале его эксплуатации, поскольку предполагает систематическое уменьшение суммы амортизации за одинаковые периоды по мере истечения СПИ (п. 35 ФСБУ 6/2020).

Формулу расчета суммы амортизации компания определяет самостоятельно так, чтобы:

• сумма амортизации уменьшалась от периода к периоду (п. 35 ФСБУ 6/2020, Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-29);

• на конец срока амортизации балансовая и ликвидационная стоимости объекта ОС были равны (п. 32 ФСБУ 6/2020).

Применение ускоренной амортизации в бухучете ФСБУ 6/2020 прямо не предусмотрено. Однако при определении формулы для расчета амортизации способом уменьшаемого остатка можно применять коэффициент ускорения.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Начисление амортизации данным способом осуществляют исходя из натурального показателя объема продукции (объемов перевезенных грузов, пробега) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь его СПИ.

Сумма амортизации за месяц = (Балансовая стоимость объекта ОС на начало месяца – Ликвидационная стоимость объекта) х Фактическое количество единиц товаров, работ, услуг за месяц / Оставшееся ожидаемое количество единиц товаров, работ, услуг на начало месяца.

Применительно к эксплуатирующимся организацией автотранспортным средствам в качестве натурального показателя может быть установлен пробег данного транспортного средства. Это позволяет приблизить начисляемый износ к реальному износу легковушки, определяемому фактическим пробегом, и быстрее начислять сумму, необходимую для покупки нового транспортного средства.

По легковому авто в налоговом учете начисляют амортизацию, если его приобрели за счет средств от приносящей доход деятельности и используют в такой деятельности (Письма Минфина России от 17.04.2014 № 03-03-06/4/17800, от 25.05.2011 № 03-03-06/4/52). Ее не начисляют по транспортным средствам, в отношении которых применен инвестиционный налоговый вычет (пп. 9 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Начислять амортизацию нужно тем методом, который установлен в учетной политике: линейным или нелинейным. Начинать нужно с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Линейный метод

При расчете амортизации линейным способом ее сумма начисляется ежемесячно, отдельно по каждому автомобилю (п. 2 ст. 259 НК РФ). Ежемесячная сумма амортизации рассчитывается по формуле (п. 2 ст. 259.1 НК РФ):

Ежемесячная сумма амортизации = Первоначальная (восстановительная) стоимость автомобиля * Норму амортизации.

Нелинейный метод

Амортизацию нелинейным способом начисляют по каждой амортизационной группе в целом, а не по отдельной легковушке, как при линейном методе. Для этого используют следующую формулу:

Ежемесячная сумма амортизации = Суммарный баланс амортизационной группы на начало месяца * Норма амортизации / 100.

Рассчитывать амортизацию легковушки нужно выбранным способом. Для наглядности приведем несколько примеров.

Компания использует нелинейный метод начисления амортизации в налоговом учете. В апреле она приобрела легковой автомобиль за 1 658 000 рублей и в том же месяце ввела его в эксплуатацию. Машина относится к третьей амортизационной группе. Начислять амортизацию фирма начала с 1 мая. У компании больше нет объектов, относящихся к третьей амортизационной группе.

Норма амортизации для третьей амортизационной группы – 5,6 процента.

Списание стоимости в первые три месяца будет осуществляться следующим образом.

Месяц начисления амортизации

(1 565 152 — 87 648,51) Июль

В бухучете она амортизирует это авто способом уменьшаемого остатка, где:

• первоначальная стоимость составляет 1 658 000 рублей;

• ликвидационная стоимость — 100 000 руб.;

Бухгалтерскую отчетность фирма составляет ежемесячно. Амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания ОС в бухгалтерском учете.

Расчет амортизации за первые три месяца будет следующим:

Месяц начисления амортизации

Амортизация за месяц, рублей Накопленная амортизация, рублей Балансовая стоимость минус ликвидационная стоимость, рублей

(1 658 000 – 100 000 / 40 * 3)

(1 658 000 — 116 850 – 100 000) Июнь

(1 658 000 — 224 936, 25 — 100 000) Июль

(1 658 000 — 324 916, 03 — 100 000)

Фирма использует линейный способ, как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Первоначальная стоимость купленного авто — 999 000 рублей, СПИ — 40 месяцев, амортизационной премии и ликвидационной стоимости нет. Транспортное средство принято к учету и введено в эксплуатацию в мае 2023 г. Амортизацию начисляем с месяца, следующего за месяцем принятия к учету.

Норма амортизации в налоговом учете составит 2,5 процента (1/40*100%). Ежемесячная амортизация – 24 975 рублей (999 000 * 2,5%). Ее нужно начислять с июня 2023 г. по сентябрь 2026 г. включительно.

Ежемесячную амортизацию в бухгалтерском учете считаем иначе, но получаем ту же сумму:

в июне 2023 г. — 24 975 рублей (999 000 руб. / 40 мес.);
в июле 2023 г. — 24 975 рублей ((999 000 руб. — 24 975 руб.) / (40 мес. — 1 мес.));
в августе 2023 г. — 24 975 рублей ((999 000 руб. — 24 975 рублей x 2) / (40 мес. — 2 мес.));

в сентябре 2026 г. — 24 975 рублей ((999 000 руб. — 24 975 рублей x 39 мес.) / (40 мес. — 39 мес.)).

В бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете амортизацию легкового автомобиля в общем случае начисляет лизингополучатель, но не по предмету лизинга. Амортизации подлежит право пользования активом. Для начисления амортизации нужно определить его фактическую стоимость и установить элементы амортизации:

• срок полезного использования;

• способ начисления амортизации.

Амортизацию рассчитывают в отчетном периоде способом, установленным в учетной политике для соответствующей группы объектов основных средств (п. 10 ФСБУ 25/2018, п. 34 ФСБУ 6/2020). Сумму амортизации нужно рассчитать таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость права пользования активом стала равна его ликвидационной стоимости (п. 32 ФСБУ 6/2020).

Амортизацию по праву пользования активом начисляют (п. п. 10, 17 ФСБУ 25/2018, пп. «а» п. 33 ФСБУ 6/2020):

• с даты поступления предмета лизинга (автомобиля) в компанию, если он пригоден для эксплуатации в запланированных целях;

• с даты приведения автомобиля в состояние, пригодное для использования.

В налоговом учете

В налоговом учете амортизацию по лизинговому имуществу начисляет только лизингодатель. Это правило применяется к договорам лизинга, заключенным с 01.01.2022.

Если на 01.01.2022 договор лизинга продолжает действовать, то лизингодатель и лизингополучатель учитывают предмет лизинга по правилам, предусмотренным гл. 25 НК РФ до этой даты (ч. 1 ст. 2 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ).

Амортизацию нужно начислять ежемесячно, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию, методом, установленным в учетной политике (п. п. 1, 2, 4 ст. 259 НК РФ).

Источник

Читайте также:  Volkswagen Polo (Фольксваген Поло) 2015 года - обзор модели авто
Оцените статью
Авто Блог