Как Volkswagen стал хозяином Porsche

Интересно, что сам Porsche неоднократно пытался приобрести Volkswagen после того, как заработал большие деньги на продажах новой модели Cayenne. Но из-за финансового кризиса 2009 года денег для покупки 75% акций Volkswagen у Porsche не нашлось. Более того, концерн Porsche умудрился влезть в долги на сумму 10 миллиардов евро. Однако Volkswagen в кризис не испытал особых проблем, и спад его производства был незначительным. Во-первых, потому что он давний лидер продаж в Европе, а во-вторых, потому что его автомобили завоевывают популярность в странах третьего мира.

Поэтому в 2009 году руководство Volkswagen предложило акционерам Porsche продать компанию и выплатить ее долги. Но сумма, которую запросили за Porsche, оказалось сильно завышенной. Поэтому переговоры затянулись на весь 2009 год. В декабре 2009 года Volkswagen, наконец, удалось договориться о покупке 49,9% акций Porsche за 3,9 миллиарда евро. Чтобы собрать такую сумму, VW пришлось продать 135 миллионов своих неголосующих привилегированных ценных бумаг. Часть вырученной суммы Porsche направил на погашение своих долгов перед банками.

В начале 2011 года, следуя плану слияния, Volkswagen приобрел дилерскую сеть Porsche за 3,3 миллиарда евро, которая была крупнейшей в Европе и обладала эксклюзивным правом продажи всех автомобилей Volkswagen на территории Австрии, а также в Центральной и Восточной Европе.

Для окончательной покупки Porsche фирме Volkswagen не хватало 50,1% акций общей стоимостью 4460 миллионов евро. Для Volkswagen это не критическая сумма, и акционеры Porsche были не против. Но возникла серьезная угроза — если слияние будет проведено так, как запланировано, то есть в 2014 году, налоги увеличатся до 1 миллиарда евро от обеих фирм. А это существенно снизит выгоду от приобретения Porsche. Но юристы нашли выход из этого положения и ускорили сделку.

Читайте также:  Разборка Volkswagen в Оренбурге

Фирма Volkswagen выкупит у Porsche 50,1% акций и получит дополнительную обыкновенную акцию. Это позволит представить сделку как реструктуризацию обеих компаний и тем самым законно снизить налогооблагаемую базу. Сделку планируется полностью завершить к 1 августа 2012 года. В результате немецкий производитель спорткаров станет на 100% собственностью VW и десятым брендом, находящимся под ее контролем. Уже сейчас обе компании имеют одного президента и финансового директора, но завершение сделки юридически еще не закончено, что создает некоторые сложности и риски для сотрудничества.

Для поклонников обеих автомобильных марок сообщается, что Porsche в результате сделки не потеряет своей эксклюзивности, а Volkswagen пополнит свой модельный ряд несколькими спортивными и люксовыми автомобилями.

Источник

Porsche стал 12 маркой концерна Volkswagen

Концерн Volkswagen завершил сделку по приобретению компании Porsche, что сделало ее 12 маркой в составе немецкой группы. «Фольксваген» приобрел 50,1 процента акций «Порше» за 4,49 миллиарда евро

Концерн Volkswagen завершил сделку по приобретению компании Porsche, что сделало ее 12 маркой в составе немецкой группы. На данный момент «Фольксваген» владеет широким спектром компаний — от итальянского дизайн-ателье Italdesign Giugiaro и производителя мотоциклов Ducati до фирм Scania и MAN, выпускающих грузовики.

Сделка была закрыта после приобретения «Фольксвагеном» 50,1 процента акций «Порше», которые обошлись концерну в 4,49 миллиарда евро и одну свою обыкновенную акцию. Оставшиеся 49,9 процента ценных бумаг производителя спорткаров были куплены группой VW в 2009 году за 3,9 миллиарда евро. Как сообщалось ранее, VW будет владеть Porsche через промежуточную холдинговую компанию.

Изначально концерн VW пыталась поглотить компания Porsche. Семь лет назад «Порше» приобрела 51 процент акций «Фольксвагена», однако для осуществления сделки марке пришлось брать крупные займы у банков, что привело производителя спорткаров к убыткам. Так, по итогам 2008-2009 финансового года Porsche потеряла 4,4 миллиарда евро.

В 2011-м прибыль «Порше» составила уже 2,05 миллиарда евро, а выручка — 10,9 миллиарда. За первый квартал текущего года чистая прибыль VW достигла 3,18 миллиарда евро, а выручка составила 47,3 миллиарда евро.

Источник

Игра на понижение: атака Porsche на Volkswagen

Поглощение одной автомобильной компании другой – рядовое дело. Но в ситуации с Porsche и Volkswagen на первый план вышли разборки внутри семейного клана.

Вольфган и Фердинанд: противостояние внутри клана

Ход истории всегда определяют личности. И неважно, чью именно историю: государств, народов или же автомобильных компаний. Так, в Германии произошло финансовое сражение, в котором главными противниками выступали Вольфган Порше и Фердинанд Пиех. Двоюродные братья, являвшиеся потомками Фердинанда Порше — инженера и конструктора, поучаствовавшего в создании первого немецкого «народного автомобиля».

Пиех был чужим в клане. Несмотря на родство, семья не принимала его, а он не принимал семью. Фердинанд пошёл по стопам деда и всего себя посвятил автомобилям. Именно под его руководством была создана легендарная гоночная модель Porsche 917, покорившая Ле-Ман. Успехи Пиеха, который часто рисковал финансами компании и в случае провала мог её разорить, раздражали клан. Его считали выскочкой и эгоистом, ставившим во главу угла не интересы семьи, а собственные амбиции. Отношение накалились до такой степени, что в начале 1970-х годов Фердинанда изгнали из компании и он ушёл в Audi. Тогда это был серый и безынтересный бренд, производивший точно такие же машины. Именно Пиех вывел «четыре кольца» на премиальный уровень.

Фердинанд Пиех. Источник: roadandtrack.com

В 1993 году Фердинанд занял кресло генерального директора Volkswagen. Но тогда компания находилась на грани банкротства и приносила колоссальные убытки. Первым делом Пиех уволил почти всё руководство компании, начал модернизировать производство, ввёл тотальный рационализм во всём. Фердинанд фактически, как в своё время Генри Форд и Соитиро Хонда, начал кропотливо с нуля строить автомобильную империю. А первую прибыль направлял на дальнейшее развитие компании, параллельно скупая автопроизводителей, которые «плохо лежали».

Вольфган Порше шёл схожим путём. Компания Porsche, хотя и являлась премиальной, но в конце 1990-х годов испытывала серьёзные финансовые трудности. Статус «фанатской» приносил плоды в плане репутации, но не в плане денег. Требовалось что-то такое, что смогло бы привлечь не только поклонников спорткаров. И Порше, по факту, отважился на святотатство, как бы пафосно это не звучало. Он продавил совет директоров, заявив, что мир меняется и нужно меняться вместе с ним, чтобы остаться на плаву. А раз так, значит компании нужен свой кроссовер. Так появился Porsche Cayenne, премиальный автомобиль, созданный на платформе Volkswagen Touareg. Вольфган пошёл ва-банк и не прогадал. Новая модель взорвала автомобильный рынок, принося компании огромный доход.

Но в середине 2000-х годов прошёл слух, что дела у концерна Volkswagen идут плохо и на него уже нашлись покупатели. И Вольфган решил, что пришла пора нанести сокрушительный удар по «колоссу на глиняных ногах», которым руководил Пиех.

Финансовая война: у кого крепче нервы?

Желание подмять под себя Volkswagen было обусловлено и тем, что Порше не знал, кто мог стать новым хозяином концерна. И не хотел рисковать «золотой антилопой» в виде Cayenne.

Компания пошла в атаку и начала активно скупать акции жертвы. И уже весной 2007 года доля Porsche превысила 30%. Но дальше дело встало, у компании банально закончились деньги. А весной 2008 года грянул мощный экономический кризис, который затронул все сферы, в том числе и автомобильную. Спекулянты массово бросили играть на понижение против Volkswagen. Это был тревожный сигнал для Вольфгана, поскольку его доля могла резко обесцениться. И Порше решился на грандиозную аферу.

Вольфган Порше. Источник: automology.com

В конце октября всё того же 2008 года Porsche вдруг официально заявила, что владеет 74% акций Volkswagen. Эта новость произвела эффект взорвавшейся бомбы. Котировки «жертвы» тут же пробили стратосферу. На рынке воцарилось «выдавливание спекулянтов» — short squeeze. Жёсткая игра на понижение никогда не обходилась без внушительных убытков, если акции внезапно начинали расти. А именно это и произошло. Несколько игроков, понимая, что стоят на пороге банкротства, покончили с собой.

Но махинация Порше заключалась в том, что в октябре 2008 года его компания не владела 74% акций Volkswagen. Это была ложь и провокация, которые отлично сработали. Добрать нужное количество акций Вольфган только собирался, используя для этого сложные финансовые сделки. Да и денег тоже не хватало, нужны были кредиты. Но никто об этом не знал. Более того, даже опытные игроки поверили в заявление Porsche и не стали проверять информацию.

Вольфган блестяще разыграл партию. Пока его компания приобретала акции жертвы, их цена росла. Хедж-фонды, внимательно следившие за ситуацией, решили, что так дело не пойдёт, цена слишком завышена. А значит, в дело пошли операции короткой продажи. Они начали «шортить» акции. Смысл такой: игрок берёт в долг акции компании и скидывает их на рынке. А спустя какое-то время выкупает и возвращает «источнику». Соответственно, если ценные бумаги подешевели, то он в плюсе, если нет… то нет.

Хедж-фонды не стали прояснять ситуацию и проводить разведку. Они не знали, что в свободном обращении акции VW фактически отсутствовали. Они брали их у всех, кто только предлагал. А эти «все», так или иначе, были связаны с Porsche. Эта же компания и контролировала рынок, соответственно, она же и определяла стоимость ценных бумаг. За короткий срок игрокам было продано около 13% акций «народного автомобиля», при этом, в свободном обращении было примерно 6%.

Вольфган уверенно играл против хедж-фондов, повышая и повышая стоимость акций. И фонды вдруг поняли, что понижения цен ждать не приходиться и решили «слить» ценные бумаги. Произошло то, чего и добивалась Porsche — паника. Ценники резко взлетели вверх, стоимость одной акции VW превысила тысячу евро! Хеджи, бравшие акции в долг у подставных лиц, возвращали их владельцам, то есть, Porsche. Вольфган на ровном месте заработал несколько миллиардов евро.

Казалось, теперь уже ничего не остановит компанию и дни VW сочтены. Но в 2009 году процесс поглощения внезапно остановился. Нехорошие слухи об обмане дошли до крупнейших банков. И они отказались выдавать Porsche кредиты. В автомобильном и финансовом мирах разразился грандиозный скандал. Последовали разбирательства, судебные иски, громкие увольнения. Компания внезапно оказалась на краю пропасти.

И тогда на сцену вновь вышел Фердинанд Пиех. Пока Porsche старательно атаковала «народный автомобиль», он не предпринимал никаких действий. Просто ждал. И вот настало его время. Он выделил Вольфгану внушительную сумму для погашения кредитов, а после уже сам выкупил Porsche. Volkswagen стал владеть компанией, но… хозяином всего концерна стала именно семья Порше. Она контролировала большинство акций и забрала себе четверть мест в совете директоров. Пиех был гениальным инженером, конструктором и управленцем, способным поднять со дна даже самую убыточную компанию. Но у него было слабое место — он не выдерживал конкуренции в подковёрных играх и интригах. А Вольфган как раз отличался этим навыком. И потому одержал победу.

В 2015 году суд Штутгарта выдвинул обвинение в рыночных махинациях против нескольких управленцев Porsche. При этом, никаких претензий ни к кому из клана Порше не было.
В том же году Пиех ушёл из компании после череды громких разбирательств. Его так и не приняли в клан. А через два года он окончательно разорвал все связи с семейством, продав акции Porsche Automobil Holding SE. Не стало Пиеха в 2019 году.

Победителем в том противостоянии вышел Вольфган Порше. Выбранная им стратегия позволила прибрать клану к рукам концерн, который был в пятнадцать раз больше самого завода Porsche. Просто бизнес и немного личного.

Источник

Оцените статью
Авто Блог