Аудиосистема в VolksWagen Caddy

Студия: Fat-Tony. Руководитель проекта: Антон Габов

Напугали бабу туфлями на приличном каблуке.

В.С. Черномырдин,
Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации на Украине в 2001 — 2009 годах

Кто сказал, что автомобиль форм-фактора «каблучок» должен быть серым, пыльным и скучным? Кто, назовите? Когда сказал? И главное — зачем было такое говорить?

  • Тип системы: мультимедиа
  • Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Alpine INE-W928R
  • Усилители: Kicker ZXM450.2, Kicker KX400.1
  • Акустика: Kicker SS65.2
  • Сабвуфер: µ-Dimension RM 212SL

Здесь ведь опять дело не в машине, а в человеке. Хозяин этого, казалось бы, совершенно утилитарного транспортного средства (а штатную нагрузку багажного отсека по роду его деятельности составляют колёса и покрышки) придерживается вполне определённого мнения насчёт того, как должно выглядеть рабочее место, если своим делом занимаешься с охотой, а не от звонка до звонка. И не только выглядеть, но и в остальном представлять ту степень комфорта, которой заслуживает в наши дни представитель мелкого бизнеса.

Вот и родилась идея этой системы, в которой отменный звук сочетался бы со стильной и запоминающейся внешностью в не меньшей степени, чем в ином демокаре. Вообще-то, даже в большей — профессиональная модель с полными сумками не ходит, а эта должна была ходить. Практический и неизбежный вывод из этого: в грузовом отсеке (в отличие от багажника легкового автомобиля), несмотря на его очевидный простор, не то что ни единого компонента, ни одной молекулы аудиосистемы оказаться было не должно.

Только кабина. А она в такой машине, как вы понимаете, размеры имеет минимальные, создатели автомобиля не рассчитывали, что Crazy Russians предъявят столь серьёзные заявки на акустический комфорт. Итак, поехали…

Источник сигнала — уже вроде бы не самая новая, но по-прежнему неординарная мультимедийная «голова» Alpine INE-W928R. Главный источник неординарности закодирован цифрой «8» в обозначении, это — диагональ экрана в американских дюймах. Остальное — встроенная навигация и встроенный же звуковой процессор — дело относительно привычное. «Тело» у этого головного устройства — стандартных габаритов 2DIN, такие посадочные места теперь почти повсюду. А лицо — намного больше стандарта, к такому размеру не была бы приспособлена ни одна машина, если бы… Если бы фирма Alpine об этом знала хуже нашего. Там знают не хуже, и для всего семейства «Фольксвагенов» есть готовые фирменные переходные рамки, обеспечивающие интеграцию аппарата до степени смешения со штатной «головой».

В соответствии с техзаданием концепция системы получилась простой и лаконичной: двухполосный фронт с пассивными кроссоверами и сабвуфер. От би-ампинга отказались сознательно — расстояния от слушателя до пищалки и мидбаса практически равные, можно использовать общую задержку в ближнем (левом) канале. Процессор обеспечит коррекцию АЧХ, если понадобится. Однако, как и с машиной, простое не означает пыльное и скучное.

Ограниченное пространство, пригодное для монтажа компонентов, недвусмысленно намекало на четырёхканальный усилитель в традиционной для подобных систем конфигурации «2 + 1». Но самое очевидное решение отмели как скучноватое, по-учёному сформулировав это так: при мостовом включении пары каналов потенциал усилителя определяется блоком питания, во фронтальных каналах могут проявиться интермодуляционные искажения, тем более вероятно, чем больше от второй пары каналов будут требовать баса. Баса планировалось требовать. Тем более что баса по условиям задачи требовалось от много до совсем много, причём баса сочного и чистого, а не гудения с рычанием. Поэтому применили другую классическую связку — «двухканальник + моноблок».

Остановились на усилителях Kicker — отличное звучание, стильный вид и разумная цена, что тоже немаловажно. Двухканальный Kicker ZXM450.2 («M» означает «морская» серия) и импульсный моноблок Kicker KX400.1 установили под водительским сиденьем друг за другом. Влагозащищённое исполнение усилителя в данном случае не то чтобы совсем необходимо, но и лишним не будет: стоят компоненты всё же на полу, а не на потолке.

Между сиденьями нашлось место и для порта USB. Это было самое простое…

Место для сабвуфера отвели под пассажирским сиденьем, собственно, иных пространств в двухместной кабине и не было. Однако после расчётов объёма пришлось изыскать скрытые резервы. Под передним краем грузовой платформы есть пространство, которое не используется ни экипажем, ни полезной нагрузкой. Оно и пошло в дело. После подгонки картонной модели на её основе был выклеен закрытый корпус из стеклопластика объёмом 29 л, задняя часть которого заходит под грузовую платформу.

Сверхплоский двенадцатидюймовый сабвуфер µ-Dimension RM 212SL разработан специально для неглубоких корпусов, поэтому остановились на нём. Выбор плоских сабвуферов, вообще говоря, сегодня шире, чем когда-либо, тренд, так сказать, поэтому можно было выбирать головку под объём, а не наоборот. Для такого объёма корпуса этот динамик оказался самым удачным (Fs = 35 Гц, Vas = 26 л), к тому же он двухомный, что было бы ни к чему при работе четырёхканальника мостом, зато очень даже к чему при использовании моноблока.

Мидбас в двери… Здесь, оказывается, тоже есть место подвигу…

Фронт выполнен традиционно, но на сознательно выбранных компонентах. В дело пошёл комплект Kicker SS65.2 — сам по себе недешёвый, но здесь понятно, за что заплачено. Диффузор мидбаса изготовлен из трёхслойного композита Tri-Tech — два слоя углеволокна, разделенных вспененным материалом Rohacell. ВЧ-излучатель — со сдвоенным магнитом и 30-миллиметровым куполом из материала Tetoron без проблем работает при частоте раздела 2,8 кГц, причём на уровнях звукового давления выше средних, благодаря увеличенному диаметру купола. А это и имели в виду разработчики акустики, не случайно у неё импеданс 3 Ом, что даёт дополнительный прирост звукового давления. В кроссоверах применены высококачественные детали, фильтры Линквица — Райли, защита от перегрузки, в общем — всё как положено. Установлены динамики традиционно: мидбасы — в доработанные штатные места в двери, пищалки — в треугольниках зеркал (тоже с изрядной доработкой).

А теперь — об остальных доработках, внутренних и внешних. Чтобы акустически изолировать кабину от грузового отсека, штатную пластиковую стенку, состоящую из двух половинок, вибродемпфировали и нанесли слой звукоизолирующего материала. Установили подсветку дверей, педалей, центральной консоли. Подсвечены изнутри грили и диффузоры мидбасов. Грили, если заметили, не «родные», хотя той же породы. Их разобрали и перекрасили в два цвета в тон с кузовом и деталями отделки.

Торпедо, облицовки дверей и центральную консоль перешили кожей в два цвета с крупной декоративной строчкой. Но больше всего забот потребовали сиденья. Сначала просто перешили штатные, получилось красиво, но комфорта почему-то не прибавилось… Тогда решили по поговорке: «А что бы это нам, привлекательным дамам…» (вариант 12+) и примерили другие — от Audi RX, спортивные, с мощной боковой поддержкой, чтобы при доставке шинного ассортимента по срочному тарифу можно было делать это на бешеной скорости. Их не просто перешили, а ещё и добавили подсветку по швам. Красота — страшная сила. А комфорт — сила непреодолимая…

Сиденья «как были» (справа) сначала сделали красивыми (слева)…

…а потом удобными и ещё более красивыми

Укрупнённая пищалка способствует хорошей работе «на повышенных тонах…»

Не весь потребный объём сабвуферного бокса удалось выкроить под сиденьем. Пришлось прибегнуть к заимствованию…

«Озвученное» пространство кабины отделено от грузового отсека вибродемпфированной перегородкой

Найти сабвуфер и два усилителя в кабине «каблука» можно, только точно зная, где искать

С басовым регистром всё ясно: так должно было быть и по науке, и по намерениям установщиков, и по требованиям заказчика. На нижней середине видна некоторая болтанка, вызванная, по всему, необычной геометрией «помещения для прослушивания». Волнение утихает уже к 1 кГц, выше АЧХ идёт с плавным подъёмом и без особых локальных подробностей. Идёт она так до самого верха, с закономерным и не слишком большим спадом на верхнем краю звукового диапазона.

Прослушивание порадовало. То, что в столь малом объёме салона бас будет тектоническим, было ясно с самого начала. Но чтобы настолько… Для этого потребовалась практика. Тональный баланс, однако, оказался приятен на слух, выделенные суббас и нижний бас не вызывают ощущения дискомфорта. Самое интересное, что и середина на этом фоне не страдает, звучит весьма детально и достаточно мягко, без агрессивности, свойственной многим двухполосным системам. Резковаты духовые на отдельных нотах, этого можно было бы избежать повышением частоты раздела — но тогда неизбежно пострадала бы сцена. Она, кстати, отличная — равномерная и стабильная, пусть и не слишком высокая. Перемещающийся рояль позиционировался чётко и в размерах не изменялся. Макро- и микродинамика хороши — и мельчайшие нюансы звучания как на ладони, и фортиссимо оркестра заслуживает своего громкого имени.

Источник

Читайте также:  Двигатель работает с шумом в фольксваген поло
Оцените статью
Авто Блог